Deprecated: Function eregi() is deprecated in /data/schools/wwpsh/html/plugins/system/rokbox.php on line 90

МБОУ Первомайская СОШ

Официальный сайт школы с.Первомайского Томской области

Урок развития речи в 4 классе. Тема. Сочинение – миниатюра “Снежинка” с элементами описания. Конорева Т.В.

Автор Конорева Татьяна Васильевна

Скачать документ бесплатно (Microsoft Word)


Урок развития речи в 4 классе.
Тема. Сочинение – миниатюра “Снежинка” с элементами описания.


Цели. Систематизировать знания учащихся о типах текста, подготовить к написанию сочинения с элементами описания, развивать внимание, мышление, речь, память, творческие способности, наблюдать за явлениями природы, видеть красоту окружающего мира, уметь работать в парах.

Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Погружение в тему урока.

Не буду раскрывать секрет заранее,
А предложу вам сразу же задание.
Эта игра называется “Третий лишний”.
Слова на прогулку группами вышли.
Попробуй узнай,
Кто из них третий лишний?
а в и
снежная зима вьюга
Россия Франция страна
- Какие слова стали лишними? (в, снежная, страна)
- Это была для мысли разминка,
Мы с ней проложим дальше тропинку
Из этих слов выражение составите –
Где мы окажемся – тогда и узнаете.
В снежной стране.


3. Введение в тему урока.
- Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
- О какой царице идет речь? (зима)
- Нравится ли вам зима? Чем?
- Как её описывают? (белоока, белолица)
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему сравнивают с белым?
- Почему именно на тройке? (зимние месяцы)
- О каком серебре говорится? (снег)
- Что такое снег?
Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.
- Из чего он состоит? (снежинки)
- Назовите одно слово, которое у вас ассоциируется со словом снежинка.

4. Работа с текстами.(см. Приложение 1)
Ознакомьтесь с текстами.
Чтение вслух.
- Какова тема текстов? (снежинка)
- Что узнали из первого текста? Какой тип текста? Почему? (почему белая)
- Что узнали из второго текста? Какой тип текста? Почему? (как образуется)
- Что узнали из третьего текста? Какой тип текста? Почему? (описание полета)
- Вы заметили, что последний текст выделен цветом. У кого текст выделен голубым – будете искать слова, с которыми сравнивается снежинка. У кого зеленым – слова, которыми можно заменять слово падает.
Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.
- А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта “Снежинка”. (см. Приложение 2)
- Какие слова – описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)
- Какая еще может быть снежинка?

Физминутка.
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

- Мы охарактеризовали снежинку словами, а художники и фотографы передали красоту снежинки по-своему.
- Какой цвет основной? А оттенки? Настроение?
-Композиторы в своей музыке передали то , что увидели.
- Что такое вьюга? Какая будет музыка?
Слушание музыки “Вьюга и вальс снежинок”.

5. Написание сочинение – миниатюры.
– Вы не раз наблюдали за полетом снежинок. Попробуйте теперь вы описать снежинки и их полет.
- Вспомните, из каких частей состоит сочинение?(вступление, основная часть, заключение)

Написание сочинений.
Зачитывание нескольких работ.

6. Итог урока.
- Что нового узнали о снежинке? Какие чувства вызвало выполнение сегодняшней работы?

7. Рефлексия.
Летит к вам снежинка смелая.
Какая чистая , какая белая!
- Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.


Приложение 1.

1. Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.

2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл.
Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка.
Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно 6. Люди, изучавшие, как образуется снег, зарисовали и сфотографировали 240 разных форм снежинок.
3. Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка.
Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.
1. Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой. 
2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл.
Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка.
Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно 6. Люди, изучавшие, как образуется снег, зарисовали и сфотографировали 240 разных форм снежинок.
3. Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка.
Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.

Приложение 2.

Снежинка.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На землю просится.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

 К. Бальмонт.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Интересная статья? Поделись ей с другими:
POGODAVTOMSKE.RU - сайт о погоде в г. Томске
CATALOG.METKA.RU
You are here  : Главная страница