Версия для слабовидящих

МБОУ Первомайская СОШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа Первомайского района



Электронное обучение с использованием дистанционных технологий в  2013-2014 учебном году.

Основные понятия

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и  электронных обучающих ресурсов. Передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

 

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

 

Для эффективного внедрения дистанционного образования в образовательный процесс школы важно одновременно учитывать следующее:

·         Наличие материальной базы, включающей в себя достаточное количество современного оборудования, такого, как персональные компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, сканеры и камеры, а так же соответствующего программного обеспечения;

·         Наличие компетентных квалифицированных кадров, способных использовать технические средства с максимальной эффективностью

·         Наличие цифровых образовательных ресурсов, удовлетворяющих  требованиям стандарта и позволяющих реализовать программу

·         Высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности у обучаемых, позволяющий им использовать компьютер как средство обучения.

В настоящее время в школе  имеется 103 компьютера (на один  компьютер приходится 8 обучающихся),  28 проекторов. В школе 2 стационарных компьютерных класса и два мобильных компьютерных класса на 45 Ноутбуков. Активно используются 11 интерактивных досок, что позволяет повышать качество предметных, метапредметных, компетентностных результатов и индивидуальных достижений и личностного развития. Учителя имеют доступ к принтеру, ксероксу и сканеру. Благодаря системе Wi-Fi в каждом кабинете имеется доступ к интернету. Оснащены персональными компьютерами рабочие места всех педагогов, библиотекаря, психологов, социального педагога, заместителей директора школы. В учреждении  функционирует локальная сеть, связывающая все компьютеры, имеется высокоскоростной доступ в интернет. На школьных компьютерах установлено программное обеспечение - MS Windows. В настоящее время материальная база является достаточной для эффективного использования информационных технологий в дистанционном обучении школьников. В школе имеется  медиатека, которая используется в учебных и воспитательных целях.

Широко используется официальный сайт школы. За период с 2006 по 2014 г.г. более 90% педагогов школы прошли курсы повышения квалификации по направлению ИКТ. В 2013-14 учебном году 23 педагога школы обучались на курсах повышения квалификации в дистанционной форме на базе Кировского и Санкт-Петербургского центров повышения квалификации педагогов. В настоящее время большинство педагогов активно используют компьютерные технологии при подготовке к уроку, проводят уроки с использованием компьютера, активно применяют информационные технологии  и интернет-ресурсы в организации учебной и  проектно-исследовательской  деятельности учащихся. Таким образом, в школе,  все представленные выше составляющие реализованы на достаточно высоком уровне, что позволяет эффективно использовать информационные технологии в  дистанционном обучении школьников.

Основные понятия

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и  электронных обучающих ресурсов. Передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

 

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Как показывает анализ электронного образования, наибольшее распространение эта форма получила в изучении предметов на дополнительных занятиях.

В этой связи особую значимость приобретает использование технологий дистанционного обучения, обеспечивающих доступность качественного образования для учащихся нашей школы.

Занятия проходят как на индивидуальном уровне с преподавателем (например, в период болезни ребенка), так и на групповом уровне – это занятия учителя предметника с классом (в период актированных зимних дней), элективные курсы по предметам, подготовка к ГИА и ЕГЭ, а также ДО детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Общая схема учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения в нашем образовательном учреждении.

Из схемы видно, что основными формами организации учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения являются:

·         оn-line уроки – уроки, которые проводятся педагогом прежде всего, в смешанной группе или автономно.

·         виртуальные уроки – уроки, которые проводятся педагогом, как правило, в смешанных  группах школьников;

·         внешкольная работа и консультации – могут проводиться во всех типах групп обучающихся, а также индивидуальные занятия;

·         контроль и коррекция (осуществляются как традиционными методами, так и с применением информационных и компьютерных технологий). Основным средством мониторинга и фиксирования результатов выступает информационная система «Дневник.ру» и КМ-школа.

 

Существует 4 основные модели дистанционного обучения:

·         интеграция очных и дистанционных форм обучения;

·          сетевое обучение (Интернет-технологии), которое в свою очередь может включать автономные курсы и информационно-образовательные среды (например, виртуальные школы);

·          сетевое обучение;

·         интерактивное видео (спутниковая связь, интерактивное телевидение).

 

Наиболее оптимальным вариантом  для  МБОУ Первомайская СОШ  (учитывая все условия) является интеграция очных и дистанционных форм обучения с использованием двух  различных моделей представления знаний (контента) обучаемым:

 

- асинхронная модель, которая предполагает, что преподавание и обучение происходят не только в разных местах, но и в разное время;

- синхронная модель или модель распределенной аудитории предполагает, что обучение происходит удаленно от преподавателя, но, одновременно, с применением технологий видеоконференций  (ТГПУ, ТГУ).

 

В школе  сложилась  следующая практика реализации обучения с применением ДОТ:

- Применение ДОТ в преподавании различных дисциплин без нормативного закрепления в образовательной программе школы.

- Обучение в виртуальных школах и университетах на договорной основе, при этом учебный курс, по которому  происходит обучение не входит в учебный план школы. Это обучение в профильных классах старшей школы. (Пример,  ТГУ физика)

- Обучение  с частичной реализацией образовательных программ с применением ДОТ.

 

При этом, все предметы учебного плана преподаются с широким применением ДОТ. ( Пример, дистанционное обучение детей-инвалидов.)

В настоящее время дистанционные образовательные технологии в школе используются в следующим направлениям:

1.      организация дистанционного обучения по отдельным предметам по индивидуальной программе;

2.      организация дополнительных занятий с обучающимися, имеющими повышенные интеллектуальные способности 

3.      организация виртуальных экскурсий  - уроки литературы;

4.      организация внеурочной деятельности обучающихся посредством участия в олимпиадном и конкурсном движениях: олимпиады, конкурсы, предметные игры, исследовательские проекты, соревнования, междисциплинарные конкурсы;

5.      организация Skype-конференций, мастер-классов совместно с другими учреждениями образования;

6.      организация взаимодействия учителей и обучающихся в зимнее время года в период ограничения возможности посещения школы  (в период морозов и карантина);

7.      организация обучения детей с ОВЗ;

 

Название проекта ДО

Кол-во учителей

Кол-во сопровождающих

Количество обучающихся

На начало учебного года

На конец учебного года

Одаренные дети

ТГУ «Профильные школы»: Физика 9-11 кл.

2(преподавателя ТГУ)

3 (учителя школы)

35

35

Подготовка к ЕГЭ

ТГПУ «Математика 11кл»

1

2

32

32

Дистанционное  форма обучение детей с ОВЗ

i-class.ru

10 (учителя школы)

2

4

4

Использование интернет ресурсов в образовательном процессе школы  ( анализ работы МО)

E-KM-школа

38

4

260

340

Dnevnik.ru

33

4

720

736

Портал reshu.egesdam.gia

9

4

96

96

Одаренные дети «Углубленное изучение английского языка»

English.kids.ru, lingualeo.ruhomeenglish.ru

3

1

3

5

Обучение учащихся в период актированных дней и болезни

Uztest.ru

5

1

100

100

 

Использование дистанционных образовательных ресурсов в повседневной практике учителя дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организации учебного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовывать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, тем самым, создавая адаптивную систему обучения.

 

Проблемы реализации ДО в школе

Причины

Варианты решения

Планирование потребности в ДО на 2014-2015 уч.г.

1

Недостаточная скорость интернета:

- что не позволяет одновременного охвата дистанционным обучением учащихся по нескольким программам;

- низкие возможности организации обратной связи для оценки ученика в дистанционном  режиме;

- недостаточно для организации сетевого дистанционного взаимодействия на уровне муниципалитета.

Нет технической возможности провайдера

Подключить оптоволокно

Продолжить совместную работу с ТГПУ по дистанционному обучению математике учащихся 10 и 11 классов. Расширить список предметов изучаемых в дистанционном режиме ( физика, биология и др. ) с ТГПУ. Продолжить  совместную деятельность с ТГУ  по дистанционному обучению физике в 9,10,11-х классах на уровне профильной школы.