Deprecated: Function eregi() is deprecated in /data/schools/wwpsh/html/plugins/system/rokbox.php on line 90

МБОУ Первомайская СОШ

Официальный сайт школы с.Первомайского Томской области

Конспект урока литературы Тема урока С. А. Есенин «Черемуха». Конорева Т.В.

Автор Конорева Татьяна Васильевна

Скачать документ бесплатно (Microsoft Word)


Тема урока С. А. Есенин «Черемуха»

Цель: знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»
Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать
умение высказывать свои мысли; совершенствовать коллективные формы работы.


Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин)
- Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? (предположения детей)


III. Знакомство с биографией С.Есенина
- На уроке вы познакомитесь со стихотворением, которое написал Сергей Есенин.
Ученик рассказывает о С.А.Есенине ( используется презентация)

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. (Слайд № 2) Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. (Слайд № 3)
Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой. (Слайд № 4)
Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. (Слайд № 5)
Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени. (Слайд № 6)
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. (Слайд № 7)


IV. Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»
- Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха».
- О чем будет стихотворение?
-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами) (Слайд № 8)
- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.
Ученик рассказывает наизусть стихотворение «Черемуха»
- Кому понравилось?
-Какие чувства возникли у вас?
- Какую картину вы нарисовали бы? ( словесное рисование)
Физминутка
Представим весенний цветок, который появляется из-под земли (дети присели). Солнышко светит, идет приятный весенний дождик, и этот цветок растет, расцветает, тянется к солнцу (дети изображают) кругом яркое солнце. Покажите руками его лучи.


V. Лингвистическое комментирование (Слайд № 9)
Медвяная – запах меда (черемуха – медоносное растение)
Пряная – острые, ароматные по вкусу и запаху
Гремучая – шумная, издающая громкие звуки
Обдает – окатывает водой, брызгами со всех сторон
Вкрадчиво – осторожно, доверительно
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)


VI. Работа с поэтической лексикой
Работа в группах .
Задание 1. Прочитать стихотворение
2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)
- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
1 группа – Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета (Слайд № 10)
Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая
2 группа – Эпитеты ( свойства + запах)
Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею
- Почему о дереве говорится как о цветке?
- Почему «с весною», а не «весною»?
3 группа – Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим ( Слайд № 11)
И ветки золотистые, что кудри завила
- Почему автор использует такое сравнение?
- Черемуха распустила все свои бутончики?
4 группа – Метафора - это перенос значений на основе сходства (Слайд № 12)
Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет
- Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы автор сказал – «стекает», была бы другая картина?
5 группа – Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо
Черемуха, ручей
- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)
- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)
- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)
- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)
- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)
- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему? (Слайд № 14)


VII. Итог урока. Домашнее задание
- Удалось вам почувствовать весну?
- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?
- Какую загадку стихотворения мы разгадали?
- Дома выучить стихотворение наизусть.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Интересная статья? Поделись ей с другими:
POGODAVTOMSKE.RU - сайт о погоде в г. Томске
CATALOG.METKA.RU
You are here  : Главная страница